Олег Шатберашвили Грузинская федерация по информации и документации (GFID) gfid@tech.org.ge; oleg@tech.org.ge 1. Введение Летом 2005 года я участвовал в конференциях организованных Международным центром НТИ (МЦНТИ ) совместно c Библиотекой АН Латвии в Риге, а ВИНИТИ совместно с International Counsel for Scientific and Technical Information (ICSTI) в Москве. Обе конференции были посвящены информационным услугам для развития науки и технологии. В них участвовали практически все национальные информационные центры пост-социалистических стран. Это позволило увидеть состояние и тенденции в их национальных системах НТИ в период критических политических и экономических перемен и сделать некоторые обобщения. В системах НТИ на всем пост-социалистическом пространстве за последние 20 лет произошло немало изменении. Главную роль в этом сыграли факторы, которые можно назвать «внутренними». К ним относятся: возникновение новых независимых государств, смена политических систем, переход к рыночной экономике, обострение социальных проблем, развал старых государственных структур и проблемы создания новых, приход на государственную службу нового руководства наукой, образованием и научно-технической информацией. Сегодня предметом рассмотрения являются уже не государственные системы НТИ, а национальные, в которых имеются как государственные, так и негосударственные составляющие. Их соотношение в конкретной стране зависит от величины страны, характера научной и инновационной деятельности, структуры производства, вовлеченности национальной науки в инновационную деятельность, скорости инновационных процессов в стране. Одних только «внутренних» факторов хватило бы для инициации перемен. Но именно на этом же отрезке времени проявились сильные «внешние» факторы, такие как глобализация вопросов научно-технической политики, всеобщее признание перехода к «экономике знаний», истинная революция в обработке и передаче информации. Глобальный процесс усиления интеграции науки и производства преодолевший границы отдельных стран, в который включились новые государства, отражается на продукции национальных систем НТИ, влияет на их задачи. Глобальная тенденция увеличения потребления информации, характерная для «экономики знаний», в пост-социалистических государствах совпала с сокращением потребления, обусловленным «внутренними факторами» (подробнее ниже), что вызывает глубокую неудовлетворенность в информационных службах, лучше всех понимающих эту опасность. Существенно повлияли на продукцию, а также на восприятие служб НТИ потребителем достижения последних двух десятилетий в области информационных технологий. Возникло много новых возможностей, но также и иллюзий, о чем будет сказано ниже. Таким образом, факторов влияния более чем достаточно. Поскольку на пост-социалистическом пространстве среди факторов были такие, как быстрая смена политических и экономических систем, а также возникновение значительного числа независимых государств, не могло быть и речи о планомерности изменений и даже просто о систематическом отслеживании процесса изменений. Тем не менее, обе конференции показали, что важные качественные заключения и некоторые выводы сделать можно. Безусловно, весьма желательно детальное исследование национальных систем НТИ (особенно в их негосударственном секторе). Однако, оно потребует значительного времени, что в быстроменяющейся ситуации снизит его эффективность. Говоря прямо, некоторые важные части систем успеют погибнуть. Другой подход, – опрос экспертов с целью выработать рекомендации по развитию национальных систем НТИ, будет, на мой взгляд, полезнее. Необходимость разработки рекомендации, надеюсь, будет понятна из дальнейшего рассмотрения. 2. О состоянии национальных систем НТИ Национальные системы НТИ реагируют на информационные потребности. Информационные потребности практически всех групп потребителей – от правительственных органов до частных (физических) лиц - изменились в той или иной степени за рассматриваемое время. Возникли несуществующие прежде группы потребителей. Соответственно, возникли информационные службы нового типа (частный сектор). Среди них следует отметить информационную деятельность консультационных/посреднических фирм (информация с добавленной стоимостью), фирм занятых законодательной информацией, консультационных служб для фермеров, фирм обеспечивающих информацией о промышленных компаниях и др. Детальноеизучение картины возникшей в результате спонтанных преобразований необходимо для определения того, какие виды информационной потребности и для каких типов потребителей обеспечили новые службы, какие обеспечиваются/должны обеспечиваться государственными информационными службами, а какие - не удовлетворяются вовсе. Ориентировочно задачу можно назвать так: «Исследование изменений в структуре потребления научно-технической информации в странах с переходной экономикой и подготовка рекомендаций для национальных систем НТИ» Оно должно ответить на вопросы: - какие типы служб НТИ функционируют в стране
- какие они производят информационные продукты/услуги (по типам)
- каковы ориентировочные объемы по типам продуктов/услуг
- каковы группы потребителей по типам продуктов/услуг
- какое соотношение между объемами потребления продуктов/услуг обеспечиваемых государственными и негосударственными службами НТИ и какова его динамика
- информационные потребности какого типа удовлетворяются наиболее слабо и т.п.
Это большая работа. К счастью, о государственном секторе национальных систем НТИ мы имеем больше информации, чем обо всей системе и, соответственно, можем быстрее получить более ясное представление о том, что следует делать дальше. Сотрудничество национальных центров НТИ не прекращалось на всем рассматриваемом отрезке времени в рамках МЦНТИ и других организаций, что и дает возможность на качественном уровне обобщить данные о состоянии государственной части национальных систем НТИ. Упомянутые конференции, организованные в июле 2005 года стали для этого хорошим инструментом и стимулятором. 3. О состоянии государственного сектора национальных систем НТИ Не преуменьшая значения новых коммерческих служб НТИ, можно с уверенностью сказать, что «документалистическая» часть национальных систем НТИ (сосредоточенная в государственном секторе этих систем ), предоставляющая информацию об отечественных и зарубежных первоисточниках – основа всей информационной системы, – как правило, коммерчески невыгодна. Её функцию выполняли и продолжают выполнять национальные центры/группы центров НТИ и библиотеки. Это -системообразующая часть национальных систем. Её состояние характеризует всю систему и определяет степень доступности информации в стране. Поэтому к этой части национальных систем НТИ необходимо особое, государственное внимание. Наряду с широким набором традиционных функций выполняемых в государственном секторе национальных систем НТИ, появилось немало новых видов работ, продуктов и услуг связанных с изменением информационных потребностей традиционной части потребителей, появлением новых групп потребителей, фундаментальными успехами информационных технологий и т.п. Все это представляет предмет большого профессионального интереса, требует описания и дополнительного изучения. Однако, наблюдается (даже бросается в глаза) одно самое существенное, можно сказать, драматическое явление на котором информационным менеджерам следует сконцентрировать внимание. Речь идет о весьма значительном снижении использования НТИ в группе стран с общим населением 400 млн. человек. Эта очевидная аномалия не может быть объяснена объективным спадом информационной потребности. Причины следует рассмотреть более детально, в том числе и в историческом плане.
После Второй Мировой войны большинство государств поставило задачу развития государственного сектора национальных систем НТИ. В 60-80-х годах прошлого века ЮНЕСКО весьма успешно осуществила важные для научно-технического развития многих стран программы под названием ЮНИСИСТ (World Information System) и Общая Программа по Информации (ОПИ - PGI). На основе идеологии этих программ в странах Центральной и Восточной Европы, Азии, Южной и Центральной Америки, которые уделили развитию систем НТИ огромное внимание, была создана обширная сеть национальных центров научно-технической информации/документации и научно-технических библиотек. Были построены десятки национальных информационные центров НТИ, сотни провинциальных (территориальных) центров НТИ и НТ библиотек. Многие из этих стран достигли впечатляющих экономических успехов. Например, Япония, Китай, Южная Корея, Чили, Бразилия. Все перечисленные страны имеют прекрасно организованные национальные системы НТИ. Центры всех уровней взаимодействуют в различных схемах международного информационного обмена, а главное, успешно обеспечивают информацией предприятия, научные организации и органы управления своих стран. Многие центры внесли крупный вклад в их научно-техническое и экономическое развитие. Некоторые приобрели всемирную известность. На рубеже 20-го и 21-го веков в мире опять произошли изменения глобального масштаба, однако реакция государств в сфере НТИ оказалась иной. Хорошим примером является деятельность многочисленных центров НТИ в Китае и Вьетнаме в условиях перехода к рыночной экономике. Известно, что в этих странах государство оказало системам НТИ большую поддержку именно в этот период, что дало прекрасные результаты. Во Вьетнаме объём информационного обслуживания осуществляемого Национальным центром НТИ за весь период реформы непрерывно растет. В странах Восточной Европы и СССР после демонтажа социалистической системы национальные экономики испытали спад, что негативно отразилось на деятельности государственного сектора национальных систем НТИ. Тем не менее, большинство из более чем 200 центров НТИ целенаправленно стремились адаптироваться к новым условиям. Успех адаптации в равной мере зависел от творчества самих центров и от понимания задач НТИ государственными органами, ответственными за научно-технологическую сферу в новых странах. Опираясь на рекомендации ЮНИСИСТ и ОПИ, которые в основе инвариантны к политическому и экономическому строю стран, а также на международный опыт, центрам удавалось найти функции и режимы работы адекватные быстроменяющейся обстановке последних 17-18 лет. Они доказали, что сегодня могут быть не менее эффективны, чем 20-30 лет назад. Интерес потребителя к услугам центров очевиден, другой вопрос – его платежеспособность. В отсутствии существенной государственной поддержки услуги центров оказываются слишком дорогими. Вышеупомянутый спад потребления информации объясняется сокращением финансирования как центров НТИ и библиотек, так и научных иисследований. Для иллюстрации приведу некоторые данные. В Грузии сокращение научных исследований характеризуется следующей таблицей. | 1985 г. | 2005 г. | Число занятых в науке | 25,000 | 16,000 | Годовые затраты на науку, млн. долл. США | ~ 300 | ~ 10 | Годовые затраты, процент от ВВП | ~ 3 | ~ 0.2 |
Видно, что число занятых, которое определяет в основном потенциальный объем информационной потребности, сократилось лишь на 30%. Следовательно, резкий спад потребления информации связан с сокращением расходов на науку, в том числе на научную информацию. Низкий уровень расходов на науку характерен для других пост-социалистических государств (в процентах от ВВП, данные 2004 года): Армения | ~ 0.2 | | Россия | ~0.3 (0.98)* | Латвия | ~ 0.3 | Литва | ~ 0.6 | Эстония | ~ 0.6 | Польша | ~ 0.8 | Венгрия | ~ 1.0 |
*) Данные получены из двух разных источников(Вспомним, что в СССР этот показатель составлял около 4%, а Европейское сообщество стремится к не менее чем 2% в каждой стране и 3% в целом по Европе). В 2005 году крупнейшей в стране Национальной библиотеке Грузии на приобретение книг и журналов было выделено лишь 60 тыс. долл. США (при средней международной цене годовой подписки на один научный журнал 1 тыс. долл. США). Любая из ведущих НТ библиотек России подписывается лишь на несколько десятков наименовании зарубежных журналов. Примеры указывают на непонимание (или игнорирование) значения государственного сектора национальных систем НТИ для развития стран. Если центры, как уже сказано, старались найти формы и методы работы наиболее адекватные возникающей ситуации, то с управлением системами НТИ на уровне правительственных агентств дело обстоит неблагополучно. В ряде стран они нанесли системам НТИ (следовательно, собственным странам) серьезный ущерб и почти в каждой из стран допустили искажение задач, смешение приоритетов и т. п. Можно привести много примеров в разных странах (каких именно, в данном случае неважно): от ликвидации национальных центров НТИ и передачи отдельных частей государственного сектора национальных систем НТИ в ведение разных органов государственного управления, до отмены сбора отчетов НИР и ОКР в стране и требования прибыли от центров НТИ. Таким образом, в первую очередь некомпетентное управление и непропорциональное сокращение научных исследований (на фоне объективных экономических трудностей) привели к сокращению использования НТИ на всем пост-социалистическом пространстве. В странах вступивших в Евросоюз часть допущенных ошибок начали исправлять в соответствии с требованиями последнего. В пост-социалистических странах стратегии реформирования/развития науки (если таковые имеются) часто игнорируют ее информационную составляющую. Невысокий уровень информационной грамотности (именно информационной, а не компьютерной) рождает иллюзию высокой информированности через Интернет, а также через возросший международный обмен специалистами (разнообразные неформальные каналы обмена информацией, связанные с участием в международных исследовательских проектах, с соотечественниками работающими в зарубежных научных центрах или обучающимися в зарубежных университетах и т. п.). На самом деле, основной поток информации черпается из бесплатного сектора Интернета. Наиболее ценные платные ресурсы Интернета малодоступны. Далее, неформальные каналы обмена доступны ограниченному кругу специалистов. Хотя бы только по этой причине они не могут заменить деятельность качественных библиотек и информационных служб, целью которых является обеспечение доступа для широкого круга потребителей в духе программ ЮНЕСКО InformationforAllи FreeAccesstoInformation. Можно привести много других примеров неверных представлений об области НТИ. Непонимание или неправильное толкование процессов в НТИ приводит к ограничению доступа к тем или иным НТ материалам в странах, нарушению принципа доступности НТИ для потребителей. Если принять во внимание пространство занимаемое рассматриваемыми странами, число стран, численность населения и количество центров НТИ, о которых идет речь, процесс сокращения потребления НТИ в этой группе стран представляется одним из важнейших (и опасных) среди всех процессов протекающих ныне в мировой системе научно-технической коммуникации (вспомним, что в этих странах 30 лет назад было сосредоточено почти 30% мирового научного потенциала). Он может оказать негативное влияние на будущее этих стран, какова бы ни была риторика относительно их прогресса. Известно, что расхождение официальной риторики и практических действий в сфере технологического развития привело многие страны к значительному и постоянному отставанию. Это отмечалось исследователями ещё в 80-е годы прошлого века. Процесс столь масштабного спада использования НТИ отрицательно влияет также и на мировой рынок научно-технической коммуникации, что не может не беспокоить профессионалов в этой области. 4. Заключение Международное информационное сообщество может и должно действовать в направлении выработки разъяснений и рекомендаций в области научно-технической информации для кругов принимающих решения по научно-технической политике подобно тому, как это делала ЮНЕСКО в 60 -70-х годах 20-го века.В 70-х годах 20-го века в рамках программы ЮНИСИСТ было издано руководство для менеджеров национальных информационных центров и систем. Оно сыграло положительную роль в подготовке и ориентации многих руководителей НТИ. Вместе с тем, информационное сообщество осознает, что разработанные в иных политических и экономических условиях рекомендации не в полной мере адекватны происходящему в странах , принятых сегодня называть «Страны с переходной экономикой». Учитывая изменения произошедшие в области НТИ мире в целом и в государственном секторе национальных систем НТИ в частности, необходимо осуществить проект по мониторингу результатов этих изменений. Целью является подготовкарекомендаций для всех уровней руководства национальных систем НТИ. Существование таких рекомендаций особенно важно, как уже сказано, для пост-социалистических государств. Однако и для других стран с развивающейся или переходной экономикой они были бы весьма полезны. Эта уверенность основана на том, что результат мониторинга отразит влияние на национальные системы НТИ не только «внутренних» факторов, специфических для группы пост-социалистических стран, но и «внешних», влияющих на все страны без исключения. В качестве метода мониторинга, в данном случае, целесообразно использовать различные режимы опроса экспертов. Такой подход привлекателен в первую очередь тем, что результаты можно получить быстро. Это очень важно, т.к. быстро меняется ситуация в национальных системах (не всегда в лучшую сторону, а иногда и необратимо ухудшается). Хорошей средой для опроса является сообщество национальных центров НТИ объединенных членством в МЦНТИ. В этом сообществе накоплен солидный опыт и понимание ряда проблем, требующих решения в направлении утверждения принципов, соответствующих задачам развития собственных стран. В связи с этим МЦНТИ собрал группу экспертов, которые сформулировали для дальнейшего обсуждения перечень функций и задач решаемых национальными центрами НТИ. Группа решила начать с них (но не ограничиться в дальнейшем), поскольку именно национальные центры НТИ играют в большинстве стран ведущую роль в государственном секторе национальных систем НТИ. В отношении национальных систем НТИ в целом, группа экспертов сформулировала лишь свой вариант перечня вопросов (схемы) государственного управления национальными системами НТИ. Предполагается обсуждение этих двух предварительных документов как в кругу руководителей центров и ответственных представителей стран, так и в более широкой среде профессионалов. |